Сетевые операционные системы

       

Управление процессами


Важнейшей частью операционной системы, непосредственно влияющей на функционирование вычислительной машины, является подсистема управления процессами. Процесс (или по-другому, задача) - абстракция, описывающая выполняющуюся программу. Для операционной системы процесс представляет собой единицу работы, заявку на потребление системных ресурсов. Подсистема управления процессами планирует выполнение процессов, то есть распределяет процессорное время между несколькими одновременно существующими в системе процессами, а также занимается созданием и уничтожением процессов, обеспечивает процессы необходимыми системными ресурсами, поддерживает взаимодействие между процессами.


Эти контексты вложены друг в друга, как это показано на рисунке 7.2. Соотношение между данными этих контекстов напоминает соотношение глобальных и локальных переменных в программе, написанной на языке C. Глобальный контекст является общим для всех нитей данного NLM'а, и все его переменные видны для всех его нитей. В NetWare можно создавать несколько групп нитей внутри одного NLM-процесса, и эти группы имеют свой групповой контекст. Все нити группы видят переменные контекста своей группы, но не видят переменных контекста другой группы. И, наконец, каждая отдельная нить имеет свой собственный контекст. Содержимое этого контекста доступно только для данной нити.

Очевидно, что такая иерархическая организация контекстов ускоряет переключение нитей, так как при переключении с нити на нить в пределах одной группы нет необходимости заменять контексты групп или глобальные контексты, достаточно лишь заменить контексты нитей, которые меньше по объему, чем контексты других видов. Аналогично, при переключении с нити одной группы на нить другой группы в пределах одного NLM глобальный контекст не изменяется, а заменяется только контекст группы. Переключение же глобальных контекстов происходит только при переходе с нити одного NLM на нить другого NLM.

Программный код в NetWare для работы с нитями может пользоваться различными библиотечными функциями, такими как:

  • BeginThread - создать новую нить.

  • BeginThreadGroup - создать новую группу нитей, которая содержит одну нить. Функция аналогична BeginThread, но нить приписывается к новой группе нитей.

  • ThreadSwitch- с помощью этой функции нить отдает управление планировщику ОС, который выполняет переключение на новую нить. Нить, вызвавшая эту функцию, считает себя готовой к дальнейшему выполнению, но отдает управления для того, чтобы могли выполняться и другие нити.

  • ThreadSwitchWithDelay - функция аналогична предыдущей, но нить считает, что она будет готова к выполнению только через определенное количество переключений с нити на нить.



  • Delay - функция, аналогичная предыдущей, но задержка дается в миллисекундах.

  • ThreadSwitchLowPriority - функция передачи управления, отличается от ThreadSwitch тем, что нить просит поместить ее в очередь готовых к выполнению, но низкоприоритетных нитей.

  • SheduleWorkToDo - вместо создания новой нити для выполнения определенной работы (выраженной функцией языка C), поручает эту работу уже созданной заранее нити из резервного пула нитей ОС NetWare, который создается при старте системы для системных целей и срочных работ NLM'ов. Эта функция появилась только в версии NetWare 4.0.

    Кроме этих функций NetWare предоставляет средства синхронизации нитей с помощью семафоров и сигналов.

    Планировщик NetWare использует несколько очередей для организации невытесняющей дисциплины обслуживания нитей (рисунок 7.3).

    При создании нити с помощью функций BeginThread или BeginThreadGroup нить попадает в конец очереди RunList, которая содержит готовые к выполнению нити. После того, как выполнявшаяся на CPU нить завершает свою очередную итерацию с помощью одного из вызовов передачи управления (или вызова ожидания на семафоре), планировщик выбирает для выполнения стоящую первой в очереди RunList нить и запускает ее на выполнение. Нить, завершившая свою очередную итерацию, помещается в конец одной из очередей в зависимости от того, какой вызов передачи управления она использовала: в конец очереди RunList при вызове ThreadSwitch, в конец очереди DelayedWorkToDoList при вызовах ThreadSwitchWithDelay или Delay или же в конец очереди LowPriorityRunList при вызове ThreadSwitchLowPriority. Если же нить вообще завершила свою работу, выполнив функцию return() в главной функции нити (при создании нити в качестве параметра указывается функция, которая является главной функцией нити), то данная нить уничтожается.

    Нити, находящиеся в очереди DelayedWorkToDoList, после завершения условия ожидания перемещаются в конец очереди RunList.

    Нити, находящиеся в очереди LowPriorityRunList, запускаются на выполнения только в том случае, когда очередь RunList пуста.


    Обычно в эту очередь назначаются нити, выполняющую несрочную фоновую работу.





    Рис. 7.3. Система очередей планирования NetWare

    Очередь WorkToDoList является в системе самой приоритетной. Рабочие нити ОС выбирают работы из этой очереди, и эти нити обладают наивысшим приоритетом, то есть попадают на выполнение перед нитями из очереди RunList. Рабочие нити должны использоваться для выполнения очень срочных работ. Планировщик разрешает выполниться подряд только определенному количеству нитей из очереди WorkToDoList, а затем запускает нить из очереди RunList. Очередь WorkToDoList и связанные с ней функции, появившиеся в версии NetWare 4.0, значительно повышают производительность NLM-приложений.

    Описанный механизм организации многонитевой работы в ОС NetWare v3.x и NetWare 4.x в сочетании со средствами синхронизации нитей (семафоры и сигналы) представляет собой современный подход к организации параллелизма и многопоточной обработки. Этот подход потенциально очень производителен, так как отличается небольшими накладными расходами ОС на диспетчирование нитей за счет простых алгоритмов планирования и иерархии контекстов Но для достижения высокой производительности к разработчикам NLM-приложений предъявляются высокие требования, так как распределение процессорного времени между различными NLM будет зависеть в конечном счете от реализации приложения и способа использования описанных в этом разделе средств. Кроме того, общая производительность сервера будет определяться всем набором выполняемых на нем NLM'ов и их взаимной способностью к сосуществованию.


    Содержание раздела